Промышленники призвали Президента поддержать строительство украинских корветов

Facebook Поделиться
Промышленники призвали Президента поддержать строительство украинских корветов

Промышленное сообщество заявляет о недопустимости срыва выполнения поручения Президента Украины относительно строительства украинских корветов проекта 58250. Задержка его реализации не отвечает интересам национальной безопасности и является экономически невыгодным решением.
УСПП, Антикризисный совет общественных организаций Украины, в который входит более сотни промышленных бизнес-ассоциаций, открыто обращаются к главе государства с призывом поддержать национальное кораблестроение и таки реализовать проект по созданию украинских боевых многофункциональных судов.
Напомним, корвет разработан николаевским государственным предприятием «Опытно-проектный центр кораблестроения». Проектирование было завершено еще в 2008 году, а строительство началось в 2011 году на николаевском «Черноморском судостроительном заводе» (ЧСЗ). Сейчас реализовано только 30% проекта - в основном, в силу объективных причин войны на Востоке, нехватки средств и финансирования (ЧСЗ еще два года назад объявил о банкротстве, обещанные из госбюджета средства не были выделены) и др. В прошлом году Президент Зеленский поручил восстановить данное строительство. Однако поручение до сих пор не выполнено, и, судя по некоторым публичным заявлениям политиков - не будет в ближайшем будущем.
«Промышленники выступают за максимальное восстановление проектов кораблестроения, в частности украинского корвета, который может быть реализован в ближайшие 2 года. Это рабочие места в Украине. Было подсчитано, что производство четырех необходимых ВМСУ кораблей по программе «Корвет» проекта 58250 позволит привлечь к работе более 10 тис работников в различных отраслях ОПК на 8-9 лет. При том, серийный выпуск судов экономически выгодный - стоимость каждого следующего корабля в серии была бы на 10% ниже предыдущего. Также, в строительстве примет участие множество отечественных предприятий, а не только один «Николаевский судостроительный завод». Но государство пошло по другому пути, инвестируя, по сути, в рабочие места за рубежом », - отметил президент УСПП, председатель Антикризисного совета Анатолий Кинах.
Имеется в виду запланирована Украиной  закупка 16 американских патрульных катеров Mk VI. Ориентировочная стоимость всей программы - $ 600 млн.

В украинском политикуме и ВМСУ решили ориентироваться на так называемую «москитную стратегию» на море, что предусматривает массовое применение малых вооружений, которое закупают в основном за рубежом. Зато собственное кораблестроение мощных судов (которые планировалось оснастить украинскими ракетами «Нептун»), называют нецелесообразным.
«Такая позиция не является государственнической, а заявления о неприоритетности национального судостроения - недопустимы. Призываем Президента Зеленского вмешаться в ситуацию, реализовать обещанное в прошлом восстановление производства по программе «Корвет» и поручить ответственным органам поиск финансирования, инвесторов, а также привлечение кредитных программ по минимальным процентным ставкам », - говорится в обращении промышленного сообщества.
В УСПП и АРГО отмечают, что судостроительные заводы испытывают огромные трудности с получением кредитов для модернизации производства, страдают от нехватки оборотных средств - это главные проблемы, параллельно с нечеткой и непонятной позицией государства о перспективах сферы.
Несмотря на это, после 2017 года отрасль понемногу начала восстанавливаться. Так, общие объемы реализованной продукции судостроительных предприятий Украины в 2019 году составляли более 4 млрд грн. Построено 14 судов. Годовое отчисление в бюджеты всех уровней составляло около 1 млрд. грн. Такая динамика могла бы продолжиться - при наличии конкретных государственных программ развития сферы кораблестроения в частности и реализации комплексной промышленной стратегии в целом.
Причем перспективы здесь есть и значительные. В советское время именно судостроительная отрасль Украины считалась наиболее мощной. Здесь выпускали 15-20 кораблей-тяжеловесов (авианосцев и т.п.) в год. Производственные площадки, кадры, разработки - все есть в существующем доступе в Николаеве, Одессе и т.д. и сейчас. Инженерно-научные достижения развиваются: в прошлом танкер и сухогруз, построенные по проекту одесского Морского инженерного бюро, попали в число 50 лучших гражданских судов мира 2019 по версии Британского Королевского общества корабельных инженеров RINA (Royal Institution of Naval Architects).

Поэтому УСПП и Антикризисный совет общественных организаций призывает Президента, правительство и парламент уделить наконец внимание отечественной промышленности, разработать и принять Стратегию промышленного развития, воплотить государственные программы в сферах авиа-, судостроения и др.
Такие отрасли во всем мире развиваются исключительно при поддержке государства.

Свои предложения и расчеты промышленное сообщество озвучило в системных документах «Платформа экономического патриотизма» и «Приоритетные мероприятия 2020: промышленный пакет», которые переданы властям и изучаются в профильных министерствах и комитетах Верховной Рады. Некоторые решения, как создание должности вице-премьер-министра по вопросам промышленной политики - в стадии реализации. Однако инвестиций от государства, доступного кредитования, страхование рисков, предоставление государственных гарантий - до сих пор нет, как, в принципе, и четкой промышленной политики как таковой.

Поэтому десятки мощных структурированных объединений и организаций промышленников, работодателей - УСПП, Антикризисного совета общественных организаций, ФРУ, ТПП Украины и др., крупных бюджетообразующих промышленных предприятий ( "Мотор Сич", Крюковский вагонзавод, "АвтоКрАЗ", "Нибулон", " УкрАВТО "," НКМЗ ", корпорация" Электрон "и др.). обратились к главе государства с призывом провести личную встречу с деловой общественностью и обсудить пути преодоления кризиса в индустрии и экономике в целом.