
В Украинском союзе промышленников и предпринимателей убеждены, что такой план действий должен учитывать внешние (Северный поток-2, цены на спотовых рынках) и внутренние (необходимость увеличения объемов добычи газа, реальная платежеспособность потребителей, энергомодернизация ЖКХ и предприятий) риски.
«Украина потребляет около 30 млрд кубометров газа в год. 18-19 млрд. – это объемы, которые добываются на собственных месторождениях. Следовательно, понятно, что 11-12 млрд. является тем минимумом, который нужно закупить заранее, закачать в хранилища, когда цены низкие. Эта работа должна была выполняться профильными чиновниками заранее. Кризис, которым ознаменовалось начало отопительного сезона, непонимание, где брать средства на импорт газа и энергетического угля, как покрывать разницу в тарифах – это результат более низкопрофессиональной, недальновидной политики, чем форс-мажора на международном рынке», - убежден президент УСПП Анатолий Кинах.
Ранее он подчеркнул, что Украина единственная в Европе не имеет долгосрочных контрактов и поэтому переплачивает за газ в 2-3 раза.
Молдова покупает тысячу кубов за 400-450 дол., Венгрия за 350 дол., Австрия и Германия за 280 дол., Болгария – 550 дол. При этом декабрьские фьючерсы на газ на нидерландском хабе TTF колеблются от $880 за тысячу кубометров.
«Мы в парадоксальной ситуации, когда, имея самые низкие показатели ВПП в Европе, высокую энергоемкость продукции, вынуждены покупать газ по ценам в 2-3 раза дороже. Этого можно было избежать, ведя подготовительную работу. Еще в 2020 году висела угроза достройки Северного потока-2, к этим и другим рискам нужно было готовиться», - считает лидер делового сообщества.
УСПП предлагает Кабмину действовать по следующему сценарию. Первое – это разобраться в ситуации, почему Укргаздобыча не увеличивает объемы добычи собственного природного газа. Себестоимость его пока составляет 2–3 грн. за куб., поэтому отечественное топливо могло бы уравнять ситуацию в промышленности и жилищно-коммунальной сфере. За 10 месяцев 2021 года Укргаздобыча наоборот сократила добычу газа на 5%.
Второй шаг – четкие расчеты по использованию сжиженного газа. Правительство должно уже иметь на руках проекты формирования сети терминалов, решение логистических проблем (проход через Босфор), поиск партнеров для прокладки морских маршрутов и другие. Ожидается, что сжиженный газ станет основным драйвером торговли газом к 2025 году. Учитывая неустойчивую ситуацию с транзитом российского газа, нужно действовать на опережение.
Среди потенциальных партнеров здесь Литва, Польша, Турция, США, Катар.
Третий шаг – инициировать создание международного консорциума по использованию мощностей украинской ГТС, предоставить доступ иностранным инвесторам. При этом давить нужно на модернизацию ГТС, повышение ее экологических показателей, ценовую конкурентоспособность тарифов на транзит.
«Также до сих пор мы не видим отработки сценария, плана В, что Украина должна сделать после того, как будет запущен ЮП-2 и объем транзита газа через нашу ГТС резко упадет. Он, по сути, должен содержать уже перечисленные выше шаги и максимально учитывать ситуацию с платежеспособностью населения, технологической спецификой ГТС, состоянием промышленности», - подытожил Анатолий Кинах.
Предложения по энергетическому, тарифному направлениям УСПП и АСОО уже передали правительству, Офису президента и парламенту. Необходимы четкие системные решения и действия в соответствии с требованиями энергетической, техногенной безопасности общества и государства.