
Украина одолжит 500 млн евро на закупку швейцарских поездов Stadler. Соответствующий меморандум подписали украинские чиновники, Укрзализныця, компания Stadler и Швейцарское агентство SERV.
В УСПП обращают внимание, что это уже второй за год многомиллионный договор с иностранными производителями. Накануне представители правительств Украины и Франции подписали рамочный договор о поставке компанией Alstom 130 электровозов на сумму € 900 млн.
Под давлением отечественных бизнес-кругов, УСПП в том числе, прописана норма о 35% локализации производства. Но на эту цифру до сих пор нет никаких технико-экономических расчетов, программ сертификации и т.д., какой-то конкретной деятельности. Поэтому есть угроза банального несоблюдения этого пункта.
То же самое касается и меморандума с Stadler. Заявленная возможность локализации производства - довольно условная вещь, не подкрепленная нормативно и финансово.
«Идут процессы закупки швейцарских и французских локомотивов, но в Украине не утверждена государственная программа обновления подвижного состава Укрзализныци. Именно ею должны были бы предусмотрены этапы производства или закупки продукции, уровень локализации и источники финансирования», - отметил президент УСПП Анатолий Кинах.
Деловой союз подписал меморандум о сотрудничестве с УЗ. В его рамках еще в апреле 2021 состоялась презентация проекта Концепции обновления парка локомотивов, электропоездов к 2033 году, которую разработал национальный оператор и отечественные заводы - Крюковский вагоностроительный и др.
Стороны отметили острую необходимость принятия госпрограммы обновления подвижного состава на среднесрочный период (обязательное условие - локализация производства и меры по импортозамещению), создание базы данных производственных мощностей в Украине, проведение адаптации технических стандартов и регламентов и тому подобное.
УЗ действительно имеет критическую изношенность подвижного состава, которая достигает 90-95%, а также инфраструктуры. В то же время, за последние 10 лет с 18 заводов-производителей локомотивов, вагонов и комплектующих экономически активными остались только 5. При этом за прошлый год падение в сфере вагоностроения составило 70%.
«Поэтому тотальный импорт без четкого видения, как иностранные технологии и средства можно совместить с местным производством - недопустим. Это не в национальных интересах. Нужно упорядочения этих и других решений в рамках единой программы и нормативное утверждение ее», - считает Анатолий Кинах.
По подсчетам УСПП и Крюковского вагоностроительного, реализация госпрограммы и других мероприятий в этой области даст 2,5-3% роста ВВП и 150 млрд. грн. в бюджет.
При этом на полное обновление парка грузовых вагонов необходимо будет 100 млрд. грн. Это требует привлечения инвестиций (а не просто кредитов), развитие государственно-частного партнерства.
Президент УСПП также рассказал, что в коммуникациях с чиновниками деловой союз продолжает настаивать на необходимости принятия законопроекта №3739 о локализации производства и обещанных правительственных постановлений. Ведь Украина, кроме поездов и локомотивов, планирует импортировать большое количество техники, которая могла бы производиться на внутреннем рыке. Это вертолеты, патрульные катера и корветы, трамваи, вагоны метро и тому подобное.