Возрождение речного судоходства в Украине позволит снять критические перегрузки железной дороги и автодорог и не только упростит логистическую инфраструктуру и удешевит ее, но и даст новый шанс развитию других сфер экономики, приближенных к реке – судостроению, транспортному машиностроению и т.п. Для этого нужно принять Национальную программу развития внутреннего водного транспорта, упорядочить отечественное законодательство, имплементировать его к нормам и регламентам ЕС. Об этом сегодня шла речь на пресс-конференции в агентстве Укринформ.
Президент ГС «За возрождение реки Днепр» Владимир Клименко напомнил, что в конце мая главы нескольких производственных ассоциаций направили президенту Украины В.О.Зеленському обращение о необходимости безотлагательной реализации политики развития внутреннего водного транспорта. По его словам, урожай украинских аграриев в 60 млн. тонн (а Украина может вырастить больше) является неподъемным для «Укрзализници» и автомобильных дорог страны, и без водного транспорта конкурентоспособность АПК будет падать. Тоже самое можно сказать и о других сферах экономики.
«Развитие водного речного транспорта – не только экономический вопрос, это проблема нашей национальной безопасности. Обмелел Днепр, на некоторых участках до 2,2м, Припять – до 0,4 м (для судов нужно 3,6м), крайне критическим является состояние шлюзов, других речных сооружений, необходимых для судоходства – все это чревато техногенными последствиями. Эти проблемы надо решать, вдыхая в Днепр и реки его бассейна новую жизнь. Правительство три года назад даже приняло решение разработать стратегию развития речного транспорта, но оно не выполнено», – заявил президент УСПП Анатолий Кинах.
Он отметил, что еще в 2000г. под флагом Украины ходило 155 судов, а в 2017г. – только 46. Если реками в Нидерландах перевозится 46,6% грузов, в Румынии – 29%, то в Украине – только 3%. Обострение проблемы произошло после аннексии Крыма и начала войны на востоке, когда Украина потеряла часть морских портов и значительно усилились нагрузки на автодороги и Укрзализницю. В итоге страдает не только транспортная отрасль – АПК, металлургическая, строительная и другие сферы теряют свою конкурентоспособность.
Народный депутат Украины Леонид Козаченко отметил, что при наличии нормальных условий речной транспорт мог бы перевозить в год от 30 до 35 млн. тонн грузов. Участники пресс-конференции считают такими условиями существенное снижение налогов и сборов на внутреннем водном транспорте, отмена акцизного налога на горючее, на прохождение шлюзов и разводных мостов; надлежащее содержание, модернизацию внутренних водных путей и судоходных шлюзов и т.п. Была отдельно отмечена необходимость принятия ВРУ закона «За развитие рек Украины» №2475а-4, подготовленный одноименным межфракционным депутатским объединением.
«Надо полагать, что развитие речных перевозок должно способствовать остановке деиндустриализации, оно даст толчок судостроению, строительству причалов, речных портов, модернизации инфраструктуры вокруг них. По сути, государству надо брать пример с компании «Нибулон», которая не только выращивает зерновые и экспортирует их, а строит элеваторы, суда для перевозки, причалы, другие инфраструктурные сооружения. Внутренние водные перевозки – это отличный шанс начать решать наши промышленные, аграрные, транспортные проблемы в комплексе, и я надеюсь, что с помощью Стратегии экономического развития Украины, где составной частью будет Национальная программа развития внутреннего водного транспорта, это удастся сделать», – подытожил Анатолий Кинах.