Документ проголосован в Верховной Раде во втором чтении и готовится к подписи председателем парламента. Он не учитывает замечаний и профессиональной аргументации, в т.ч. из законодательной европейской практики, подготовленных экспертами и представленных к рассмотрению народным депутатам.
Законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования государственного регулирования рынков финансовых услуг" регистрационный №9422, предусматривает исключение нормативно-правовых актов НБУ относительно небанковских финансовых учреждений из сферы действия Закона Украины "Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности".
Это будет противоречить международной практике и законодательству ЕС и может привести к нарушению прав граждан, субъектов хозяйствования и их объединений в Украине.
Об этом заявили участники круглого стола "Государственное регулирование финансового рынка. Законодательные новации в Украине и практики стран ЕС". Его организаторами стали Украинский союз промышленников и предпринимателей и Ассоциация "Страховой бизнес", а среди участников - народные депутаты, руководство Государственной регуляторной службы, Национальной ассоциации кредитных союзов, Ассоциации участников валютного рынка, Ассоциации информационно-финансового бизнеса, эксперты, представители Латвийской ассоциации страховщиков и т. п.
Они выступили за необходимость дополнительной проработки указанного законопроекта с заинтересованными сторонами. Поэтому, если документ будет направлен на подпись Президенту - участники круглого стола обратятся к нему с просьбой наложить вето на действующую редакцию.
В чем основные замечания к законопроекту?
Во-первых, вывод определенных актов Нацбанка из сферы действия регуляторного законодательства противоречит Конституции Украины, а также обязательствам Украины по адаптации законодательства к европейским стандартам в процессе своего вступления в ЕС, обязательствам, взятым Кабмином при подписании соглашения с Организацией экономического сотрудничества и развития.
В законодательстве Украины предусмотрена процедура проведения Анализа регуляторного влияния (АРВ), устанавливающая порядок обнародования проекта нормативного акта, общественного его обсуждения и обязанность регулятора рассмотреть предложения общественности.
АРВ является главным инструментом регуляторной политики во всех развитых странах мира (ЕС, США, Канада, Великобритания, Япония).
В Украине, в отличие от других стран, не осуществляется государственный контроль за качеством регуляторных нормативно-правовых актов НБУ.
Без этого будут усиливаться коррупционные риски, ухудшаться инвестиционный климат и появится угроза проявления монополизма на финансовом рынке.
Участники круглого стола отметили, что корректировки требует и монетарная, денежно-кредитная политика Нацбанка в целом. Не решены проблемы с падением объемов кредитования реального сектора экономики, в то же время доходность банков за последние 2 года неуклонно растет. За 10 месяцев 2023 года доходы банков превысили в 1,4 раза их доходы в довоенном 2021 году.
И только сейчас, под давлением деловых, экспертных организаций, был принят закон о временном дополнительном налогообложении банков. Средства направят на нужды Сил обороны.
"А вот прибыль НБУ за это время уменьшилась в 4 раза, что негативно отражается на объемах отчислений в государственный бюджет Украины. Этот вопрос должен быть рассмотрен правительством, парламентом и самим НБУ на уровне финансовой безопасности государства", - подчеркнул президент УСПП Анатолий Кинах.
По итогам круглого стола будет подготовлена резолюция и соответствующее обращение к Президенту Украины о наложении вета (в случае, если законопроект №9422 будет таки направлен на подпись главе государства).
Участники финансового рынка, эксперты против исключения нормативно-правовых актов НБУ относительно небанковских финансовых учреждений из сферы действия регуляторного законодательства (законопроект №9422)
Документ проголосован в Верховной Раде во втором чтении и готовится к подписи председателем парламента. Он не учитывает замечаний и профессиональной аргументации, в т.ч. из законодательной европейской практики, подготовленных экспертами и представленных к рассмотрению народным депутатам. Законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования государственного регулирования рынков финансовых услуг" регистрационный №9422, предусматривает исключение нормативно-правовых актов НБУ относительно небанковских финансовых учреждений из сферы действия Закона Украины "Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности".Это будет противоречить международной практике и законодательству ЕС и может привести к нарушению прав граждан, субъектов хозяйствования и их объединений в Украине.Об этом заявили участники круглого стола "Государственное регулирование финансового рынка. Законодательные новации в Украине и практики стран ЕС". Его организаторами стали Украинский союз промышленников и предпринимателей и Ассоциация "Страховой бизнес", а среди участников - народные депутаты, руководство Государственной регуляторной службы, Национальной ассоциации кредитных союзов, Ассоциации участников валютного рынка, Ассоциации информационно-финансового бизнеса, эксперты, представители Латвийской ассоциации страховщиков и т. п.Они выступили за необходимость дополнительной проработки указанного законопроекта с заинтересованными сторонами. Поэтому, если документ будет направлен на подпись Президенту - участники круглого стола обратятся к нему с просьбой наложить вето на действующую редакцию. В чем основные замечания к законопроекту?Во-первых, вывод определенных актов Нацбанка из сферы действия регуляторного законодательства противоречит Конституции Украины, а также обязательствам Украины по адаптации законодательства к европейским стандартам в процессе своего вступления в ЕС, обязательствам, взятым Кабмином при подписании соглашения с Организацией экономического сотрудничества и развития. В законодательстве Украины предусмотрена процедура проведения Анализа регуляторного влияния (АРВ), устанавливающая порядок обнародования проекта нормативного акта, общественного его обсуждения и обязанность регулятора рассмотреть предложения общественности.АРВ является главным инструментом регуляторной политики во всех развитых странах мира (ЕС, США, Канада, Великобритания, Япония).В Украине, в отличие от других стран, не осуществляется государственный контроль за качеством регуляторных нормативно-правовых актов НБУ.Без этого будут усиливаться коррупционные риски, ухудшаться инвестиционный климат и появится угроза проявления монополизма на финансовом рынке.Участники круглого стола отметили, что корректировки требует и монетарная, денежно-кредитная политика Нацбанка в целом. Не решены проблемы с падением объемов кредитования реального сектора экономики, в то же время доходность банков за последние 2 года неуклонно растет. За 10 месяцев 2023 года доходы банков превысили в 1,4 раза их доходы в довоенном 2021 году.И только сейчас, под давлением деловых, экспертных организаций, был принят закон о временном дополнительном налогообложении банков. Средства направят на нужды Сил обороны. "А вот прибыль НБУ за это время уменьшилась в 4 раза, что негативно отражается на объемах отчислений в государственный бюджет Украины. Этот вопрос должен быть рассмотрен правительством, парламентом и самим НБУ на уровне финансовой безопасности государства", - подчеркнул президент УСПП Анатолий Кинах. По итогам круглого стола будет подготовлена резолюция и соответствующее обращение к Президенту Украины о наложении вета (в случае, если законопроект №9422 будет таки направлен на подпись главе государства).