
Франция и Украина финализировали договоры о ряде проектов: поставка 130 локомотивов компании Alstom на сумму €900 миллионов, 370 единиц пожарно-спасательной техники на €300 миллионов. Соответствующие меморандумы о взаимопонимании были подписаны вчера в рамках визита президента Франции Эммануэля Макрона.
Общая сумма только двух контрактов равна новой макрофинансовой помощи Украине в размере €1,2 миллиарда, что пообещал выделить ЕС.
Под давлением отечественных бизнес-кругов, УСПП в том числе озвучена норма о 35% локализации производства. Но под эту цифру до сих пор нет никаких технико-экономических расчетов, программ сертификации и т.д., какой-либо конкретной деятельности. Поэтому есть угроза банального несоблюдения этого пункта. Напомним, что накануне был принят закон о локализации в машиностроении (№3739), однако он выхолощен именно в части нераспространения его норм на производителей из ЕС и США.
Об этом заявили в УСПП.
Это не первый миллиардный контракт Украины, который при этом имеет кризисы собственного аналогичного производства из-за нехватки заказов и финансирования. Полгода назад Украина объявила о ссуде 500 млн евро на закупку швейцарских поездов Stadler. Соответствующий меморандум подписали украинские чиновники, Укрзализныця, компания Stadler и Швейцарское агентство SERV.
Ситуация в машиностроении нуждается в более четкой государственной политике. За прошлый год производство грузовых вагонов в Украине упало на 26%. Выпущено немногим более 2,4 тыс. единиц, а еще 2 года назад эта цифра составляла 10 тыс. Мощностей ключевых машиностроительных заводов Украины хватит для выполнения заказов от государства и железной дороги (при наличии своевременного финансирования).
«Укрзализныця ранее подсчитала, что в 2022-2028 гг. необходимо будет списать 38,6 тыс. полувагонов и 18,7 тыс. зерновозов. Это огромные объемы, которые исключительно финплан УЗ или отдельные инициативы правительства совершенно очевидно не обеспечат ресурсами. Нужна четкая программа обновления подвижного состава на среднесрочный период с ресурсным обеспечением на основе государственно-частного партнерства. Концепция давно наработана вместе с деловыми кругами, еще осенью 2021 презентована правительству. Необходимы более конкретные действия должностных лиц», - подчеркнул президент УСПП Анатолий Кинах.
В деловом союзе считают, что в условиях экономического кризиса нужно искать отрасли-драйверы, максимально обеспечивающие рабочие места, занятость населения, развитие промышленности. Это вагоностроение, авиапром, в перспективе – ракетостроение. Из них принята только одна программа – по авиастроению до 2030 года, однако она не получила в бюджете 2022 года финансирование.
«Уровень локализации в отечественном вагоностроении – превышает 90%. Это та область, где мы можем и должны развиваться. Поэтому контракты с иностранными партнерами должны предусматривать производство на территории Украины, обмен опытом и технологиями. Иначе миллиарды евро пойдут в наполнение бюджетов других стран, создание рабочих мест за рубежом. Если бы мы полностью реализовали профильную отраслевую программу, это бы дало мультипликационный эффект для экономики +5-7% ВВП, более 100 тыс. новых рабочих мест», - отметил Анатолий Кинах.
УСПП отмечает, что Украина за последние годы не продвинулась значительно в реализации политики импортозамещения, локализации производства (кроме одного закона), ускоренной адаптации европейских технических регламентов и стандартов.
Поэтому деловые круги предлагают усилить взаимодействие промышленников с главой правительства и президентом. Свои предложения ассоциации уже наработали, в том числе по минимизации негативного влияния скачка цен на энергоресурсы, высокой промышленной инфляции, нехватки доступа к кредитным ресурсам и т.д.