Украина теряет транзитный потенциал

Facebook Поделиться
Украина теряет транзитный потенциал

Пока на форумах высокого уровня рассказывают о «Большой стройке» дорог и перспективы развития сети региональных аэропортов, транзитный потенциал страны продолжает проседать. Так, по данным Госстата, грузовые перевозки в 2020 году упали на 11,2%.

Железной дорогой было перевезено 278,8 млн тонн, что на 3,2% меньше, чем в прошлом году. В январе-октябре 2020 по Днепру перевезли 8,6 млн тонн, что на 10,9% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2019р.

Можно сколько угодно вспоминать негативные последствия пандемии коронавируса на экономику (которые в Украине не были перекрыты ни одной антикризисной программой), однако очевидно, что транзитный потенциал - это тот ресурс, который настоятельно требует внимания от государства.

Такую позицию высказали в Украинском союзе промышленников и предпринимателей.

«В Мининфраструктуры, судя по публичным интервью его руководства, ожидают к концу этого года восстановление транзитных объемов к уровню 2019 года. Очевидно, что это не является стратегией развития. Ибо кроме качества дорог, о которых так часто говорят во власти, есть еще критическая изношенность железнодорожной инфраструктуры, проблемы с коррупцией на таможнях и многое другое», - отметил президент УСПП Анатолий Кинах.

В частности, перспективным здесь считают продолжение модернизации «Укрзализныци». Так, речь идет о внедрении высокоскоростных магистралей, где скорость движения составляет 260 км/ч. (сейчас имеем где-то 100 км/ч). Основной проблемой является критическая изношенность путей - практически 30% или 11 тис. километров. Теми усилиями, которые осуществляются на данном этапе - в год ремонтируется всего в 50-60 км.

«Поэтому нужно на уровне государства искать инвесторов в развитие новой высокоскоростной железной дороги. Ведь речь идет о десятках миллиардов долларов, которых ни в УЗ, ни в госбюджете нет. Теоретически такой инвестор может появиться, если Украина начнет интегрироваться в международные проекты - такие как транзитные грузовые перевозки по транскаспийскому маршруту и др. например, последний мог бы принести не менее 2 млрд. долл. в первые годы реализации», - отметил Анатолий Кинах.

Именно поэтому УСПП поддерживает процесс модернизации УЗ и отделения в ее структуре оператора грузовых перевозок. Свои предложения деловой союз уже направлял правительству.

Эксперты УСПП считают, что стратегии развития железной дороги, морских и речных портов и т.д. - должны интегрироваться с экспортной стратегией и задачами улучшения инвестиционного климата в Украине.

«Транспортная инфраструктура, частью которой является также морские перевозки и работа портов, должна быть сбалансирована с задачей развития украинского экспорта, модернизации логистических путей, в том числе - железной дороги: путей, подвижного состава и др. Нужна презентация практической составляющей принятой недавно стратегии развития морских портов, что должно быть гармонизированно с бюджетными, инвестиционными процессами, тарифными регуляторами», - отметил лидер делового сообщества.

Деловая община надеется на более профессиональное, чем простые заявления на публику, обсуждение таких комплексных стратегий для развития инфраструктуры, полноценного участия Украины в международных проектах и привлечения инвесторов.