
Парламент принял во втором чтении и в целом законопроект №4184, который облагает 20% НДС электронные услуги, предоставляемые крупными транснациональными IT-корпорациями, кооторые не зарегистрированны в Украине. Это делается, в первую очередь, для увеличения доходов государственного бюджета.
Эксперты УСПП проанализировали документ.
Стоит отметить, что так называемый «налог на Google» (в среднем на транснациональные ИТ компании) уже довольно длительное время существует в странах ЕС. Это вызвало шквал обсуждений в самой Европе, а также в США, и некоторые изменения в ценовые политике компаний. Следует также отметить, что в европейском формате речь идет не о 20%, а в среднем 2-3-5%. Поэтому украинский вариант - наиболее радикальный, вызывает предостережение, не повлечет ли попытка получить средства для бюджета значительные неудобства для потребителей и малого, среднего бизнеса.
«НДС является косвенным налогом, который ложится, как правило, на плечи потребителей. Поэтому логично предположить, что для последних можно ожидать и увеличения стоимости электронных услуг. Каким оно будет - незначительный процент или больше - неизвестно. Ведь все зависит от политики компаний - гигантов, таких как Google, Facebook и другие. К примеру, в свое время после «закручивания» налоговых гаек в Европе техногигант Apple заявил, что увеличит сборы с разработчиков приложений, таким образом он смог перевести часть расходов на новые цифровые налоги на малый бизнес», - рассказывает президент УСПП Анатолий Кинах.
Google через налог на цифровые услуги в Великобритании (2%) увеличил комиссию за размещение рекламы на своих сервисах. А рекламодатели - тот же бизнес, которому нужно продвигать свои товары и услуги в интернете.
Каким должен быть механизм и процент налогообложения - это дискуссионный вопрос даже на Западе. США и ЕС до сих пор ведут споры, как администрировать налоги с IT-гигантов, вообще о механизме такого администрирования.
«Евросоюз должен принять окончательное решение об особенностях налогообложения «транснациональной цифры» до конца лета 2021 (те или иные заявления делались с 2019 г.) и здесь Украине следовало бы просто принять участие в данном процессе и присоединиться к установленным в ЕС правилам игры. Этим бы государство одновременно и приняло бы новое законодательство, и гармонизировало его с ЕС», - подытожил Анатолий Кинах.