Украинские производители призывают власть начать восстановление речного судоходства

Facebook Поделиться
Украинские производители призывают власть начать восстановление речного судоходства

Реализованная в этом направлении соответствующая стратегия и предложения деловых ассоциаций позволит снять критические перегрузки железной дороги и автотранспорта.

Сейчас доля перевозок украинской продукции внутренними водными путями слишком мала. Так, с всего объема грузов, перевозимый по рекам, в Нидерландах перевозятся 46,6%, в США – 40%, в Румынии - 29%, а в Украине - только 3%. Это происходит из-за того, что перевозка грузов реками дороже минимум на 18%, чем по железной дороге. Что крайне негативно продолжает влиять на конечную стоимость продукции наших товаропроизводителей на мировом и европейском рынках. Однако ряд мероприятий позволит стимулировать это направление и удешевить его: нужна комплексная программа развития водных перевозок, дноуглубительные работы и др.

Об этом шла речь на круглом столе «Судоходство на внутренних водных путях: стимулы развития», который состоялся в УСПП при участии Ассоциации судостроителей, ассоциаций аграриев, химической, металлургической отраслей и др.

«Логистика и ее качество имеет большое значение для украинских экспортеров и деловых коопераций на внутреннем рынке. «Укрзализныця», на которую сейчас приходится наибольшая нагрузка, до сих пор не модернизирована и не может обеспечить необходимые объемы перевозок. Помимо того, речное судоходство может стать неплохой альтернативой», - отметил президент УСПП Анатолий Кинах.

В свою очередь, народный депутат, председатель Совета предпринимателей при КМУ Леонид Козаченко заметил, что улучшение и разнообразие логистических маршрутов стимулирует экономику и производителей. Сейчас украинские предприниматели и экспортеры имеют около 25%-ную долю общих расходов именно на логистику, тогда как в ЕС эта цифра составляет 11%, а в США - не превышает и 9%.

«Мы платим очень много. Соответственно, только в аграрной отрасли из-за этого годовые потери равны 1 млрд. долларов. Нужно восстанавливать транспортные артерии в Украине», - говорит Леонид Козаченко.

У народного депутата А.Вадатурского, который председательствует в междепутатском объединении «За развитие рек Украины», говорят: внутренний водный транспорт перевозит гораздо больше груза, чем наземный транспорт, и, главное, речные суда являются экологически чистыми. В ЕС речной транспорт, осуществляющий каботажные перевозки, дешевле, первое всего, из-за отмены (еще в 1964 году) уплаты акцизного налога на топливо.

В объединении разработали предварительный проект закона, который может стимулировать отрасль.

Участники круглого стола заметили: объемы грузовых и пассажирских перевозок водным путям недостаточны. Это повышает логистические издержки украинских производителей. Так, логистические расходы только сельхозпроизводителей составляли примерно 15% аграрного ВВП Украины. Всемирный банк сделал вывод, что уменьшение стоимости логистики будет способствовать увеличению конкурентоспособности отечественной продукции на международных рынках, а затем и дополнительных поступлений в госбюджет Украины.

Перенаправления грузов на реки возобновит работу и наших судостроительных заводов, создаст дополнительные рабочие места и обеспечит долгосрочные инвестиции в экономику Украины. По расчетам Центра транспортных стратегий, содействие спроса на судостроение создаст 8,3 тыс. новых рабочих мест, обеспечит $ 732 млн. отчислений в бюджеты, сформирует $ 4,4 млрд. поступлений в экономику, в частности рост спроса на смежные отрасли - в сумме $ 2,6 млрд., фонд новой заработной платы в объеме $ 1 млрд.

Следовательно, по итогам круглого стола было принято обращение к президенту, правительству и парламенту с призывом рассмотреть предложения производителей и начать модернизацию водной инфраструктуры Украины.