
Модернизация подвижного состава АО «Укрзализница» должна происходить преимущественно отечественным производителем, через загрузку имеющихся промышленных мощностей Украины при условии, если их продукция является конкурентоспособной. В письмах об этом УСПП, Антикризисный совет общественных организаций написали Президенту и Премьер-министру Украины в связи с намерениями приобрести у корейской компании Нуundai 10 скоростных электропоездов.
В письме говорится, что в настоящее время в парке скоростного подвижного состава АО «Укрзализница» уже присутствуют десять электропоездов Hyundai Rotem. С момента приобретения без проведения тендерной процедуры корейских электропоездов по цене, которая более чем на 30% выше цены отечественных электропоездов, прошло более семи лет. Сейчас они эксплуатируются на участках магистральных железных дорог, где отсутствуют пиковые колебания напряжения в контактной сети.
Поезда имели и имеют конструктивные недостатки в части работоспособности оборудования, тяговых двигателей, не выдерживали испытаний холодами. По оценкам специалистов, опыт эксплуатации позволил выявить и минимизировать количество отказов корейских поездов в эксплуатации, однако и сегодня невозможно подтвердить, что данный подвижной состав полностью приспособлен под украинскую железнодорожную инфраструктуру. Однако государство снова проводит переговоры о покупке Hyundai, не очень зарекомендовавших себя в наших условиях.
В то же время, в Украине, в частности на Крюковском вагоностроительном заводе, уже существует полностью налаженное производство и организовано сервисное обслуживание скоростных межрегиональных двухсистемных поездов «Тарпан», в производстве которых принимают участие около 180 отечественных предприятий. В настоящее время АО «Укрзализница» эксплуатируется два отечественных электропоезда «Тарпан», при этом их маршруты проходят на самых рискованных, с точки зрения стабильного электроснабжения, участках железных дорог. Пробег каждого из электропоездов составляет более 1,8 млн. км.
ПАО «Крюковский вагоностроительный завод» (с учетом развитых партнерских связей по производственной кооперации) способно обеспечить создание и изготовление современного подвижного состава, который полностью соответствует установленным и перспективным требованиям. В случае объявления тендера на поставку электропоездов Крюковский вагоностроительный завод готов принять участие в его проведении.
Авторы письма – представители УСПП обращают внимание на опасность продолжения кризиса в отрасли транспортного машиностроения, если отечественные предприятия будут простаивать без заказов, а государство будет покупать сомнительные и дорогие Hyundai. Поддержка отечественного товаропроизводителя необходима прежде всего для того, чтобы увеличивать число рабочих мест за счет внутренней кооперации, создавать условия для развития высокотехнологичного производства в нашей стране, предотвращать стремительное наращивание импортозависимости внутреннего рынка, рост отрицательного сальдо внешней торговли. Тем более речь едет о качественном продукте – отечественных скоростных межрегиональных двухсистемных поездах «Тарпан», которые побеждают корейские по всем конкурентным параметрам.
Представители УСПП, Антикризисного совета общественных организаций призывают высшее руководство страны остаться на государственных позициях и дать национальному товаропроизводителю шанс принять участие в тендере на поставку своей продукции для Укрзализницы.