
Об этом говорилось на онлайн-встрече Украинского союза промышленников и предпринимателей, Ассоциации налогоплательщиков Украины с Государственной налоговой службой Украины.
В ходе мероприятия обсуждались актуальные вопросы для предпринимателей, в частности, относительно регистрации/остановки регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки.
«ДПС сейчас работает над формированием предложений по усовершенствованию указанных механизмов, поэтому позиция и видение необходимых изменений бизнес-сообщества, институтов гражданского общества чрезвычайно важны и должны быть учтены. Рассмотрение отдельных кейсов по этой тематике предоставляет возможность определения системных пробелов, проблем и нахождения оптимальных путей их решения», – сообщили налоговики.
Представители УСПП обратили внимание специалистов ГНС на следующие блоки проблемных вопросов и возможные пути их решения:
1. Таблицы данных налогоплательщиков: указанные таблицы были призваны обезопасить производителей товаров и услуг от автоматической остановки регистрации их налоговых накладных и расчетов корректировки в ЕРНН и чрезмерного администрирования НДС. При этом именно этот инструмент оказался недостаточно работающим, поскольку комиссиями при ГУ ГНС в областях и ГНС Украины учитываются единицы поданных плательщиками таблиц, очень часто учтенные таблицы отклоняются, что автоматически приводит к «блокированию» налоговых накладных и расчетам корректировки, поданным такими плательщиками на регистрацию.
Также наиболее проблемным вопросом процедуры рассмотрения представленных плательщиками таблиц является требование комиссий по соблюдению высокого уровня налоговой нагрузки. Указанное требование в период введения военного положения является для многих плательщиков невыполнимым, учитывая дополнительные финансовые потери, которые присущи большинству бизнесов (сокращение количества работников, увеличение стоимости логистических расходов, инфляция и девальвация национальной валюты, разрушение хозяйственных связей, частичное или полное уничтожение активов и объектов налогообложения, снижение покупательной способности населения, спад промышленного производства и т.д.
Предлагается пересмотреть процедуру и критерии рассмотрения таблиц данных налогоплательщиков и документов, представленных к ним, а именно:
1) Вместе с инициативами ГНС Украины относительно процедуры принятия решений комиссиями по результатам рассмотрения таблиц данных плательщиков и их обжалования плательщиками предлагается сделать невозможным принятие комиссией центрального уровня решения о неучете таблицы данных плательщика вне процедуры административного обжалования.
2) Предлагается определить требования для учета таблицы: предоставление плательщиком объяснения технологического/производственного процесса, обоснование фактической налоговой нагрузки, наличия ресурсов, запретив отказ в учете таблицы исключительно вследствие недостаточности налоговой нагрузки налогоплательщика.
2. Показатели налоговой истории: На практике есть случаи неучета/недостоверного отражения в электронном кабинете плательщика показателей налоговой истории (ПНИ), что приводит к автоматическому «блокированию» налоговых накладных и расчетам корректировки к ним. Кроме этого, ПНИ нуждаются в доработке, поскольку не учитывают все признаки реальности операций налогоплательщика.
В этой связи предлагается:
1) Предоставить возможность плательщику обратиться в ГУ ГНС или ГНС Украины об ошибках в данных ПНИ, размещенных в Электронном кабинете, или получить информацию о несоответствии данных ПНИ с автоматической разблокировкой всех налоговых накладных или расчетов корректировки, регистрация которых была остановлена в результате некорректного учета ПНИ ДПС.
2) Расширить показатель ПНИ: «Плательщик налога осуществляет на постоянной основе в течение любых четырех отчетных месяцев с последних шести месяцев регистрацию в Реестре налоговых накладных/расчетов корректировки на поставку товаров/услуг по одному и тому же коду товара/услуги согласно УКТВЭД/ Государственным классификатором продукции и услуг с удельным весом не менее 25% в общем объеме операций по поставке товаров/услуг».
3. Критерии рисковости плательщика: Отсутствуют четкие требования к перечню документов для исключения плательщика из перечня рисковых, причинами включения плательщика в перечень рисковых являются как рисковый поставщик, так и рисковый покупатель, что усложняет процедуру подачи документов и выяснение всех требований комиссии к плательщику, отсутствует информация о причинах включения плательщика в перечень рисковых на этапе принятия решения о включении налогоплательщика в перечень рисковых плательщиков на основании п. 8 Критериев рисковости плательщика.
Предлагается:
1) Предоставлять расшифровку причин включения плательщика в перечень рисковых уже на этапе принятия решения о включении налогоплательщика в перечень рисковых.
2) Реализовать механизм автоматической регистрации налоговых накладных и/или расчетов корректировки, регистрация которых остановлена в ЕРНН в соответствии с п. 8 Критериев рисковости плательщика, если плательщиком доказана свою реальность и возвратом такого плательщика он исключен из перечня рисковых.
3) Ввести четкие требования для предоставления информации о деятельности и операциях налогоплательщика (о поставщиках и покупателях) либо через решение о включении плательщика в перечень рисковых, либо через порядок определения основных поставщиков и покупателей, объема информации и периода осуществления операций с ними. При этом предлагается ограничить требования как по количеству операций, по которым нужно предоставить информацию, так и по периоду их осуществления.
4. Общая процедура подачи объяснений и копий документов для регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки:
Предлагается:
1) Не требовать документы, не принадлежащие налогоплательщику (на практике есть случаи требования не создаваемых документов, не подписываемых плательщиком);
2) предусмотреть больше возможностей для пакетного представления документов (если осуществляются идентичные, однородные операции);
3) При уплате НДС более 50% от общей суммы поданных на регистрацию налоговых обязательств по НДС предусмотреть автоматическую регистрацию заблокированных налоговых накладных/расчетов корректировки за соответствующий отчетный налоговый период.
На встрече Государственной налоговой службой Украины была представлена деятельность коммуникационных налоговых платформ при территориальных органах ГНС и предложено пользоваться таким каналом коммуникации.
Адреса коммуникационных налоговых платформ можно узнать здесь.