Из-за протестов польских перевозчиков остаются заблокированными ключевые пункты пропуска для грузоперевозок на украинско-польской границе. В ситуацию уже вмешалась Еврокомиссия, есть соответствующее официальное реагирование со стороны Кабмина и правительства Польши. Однако ситуация до сих пор не урегулирована, от чего страдает не только украинский бизнес, но и европейские торговые сети, компании и потребители наших продуктов.
Между тем, по сообщениям Министерства инфраструктуры, водители заблокированы на границе уже более 10 дней. В сторону Ягодина очередь - более 30 км, в сторону Равы-Русской - более 10 км, возле Краковца - более 16 км. В общем стоят около 2900 грузовых транспортных средств.
В Украинском союзе промышленников и предпринимателей уже обратились к президенту Еврокомиссии госпоже Урсуле фон дер Ляйен с просьбой вмешаться в ситуацию и решить этот вопрос на международные уровне, а также к польским бизнес-ассоциациям, с которыми подписаны договоры о партнерстве - Работодатели Польши, Союз промышленников и работодателей Польши, Польско-украинская хозяйственная палата и тому подобное. Как известно, сейчас юристы из обеих стран готовят иск в суд на польских перевозчиков, действия которых вызывают колоссальные убытки бизнеса Украины и ЕС.
"Это те процессы, которые должны быть осуществлены, мы надеемся, что давление Еврокомиссии, польских властей, а также бизнес-организаций в ЕС смогут повлиять на перевозчиков и прекратить блокирование грузоперевозок. Вместе с тем, нам всем - правительству, украинским деловым ассоциациям, Ассоциации международных автоперевозчиков, УЗ - нужно подумать над альтернативными сухопутными путями для нашего экспорта", - убежден президент УСПП Анатолий Кинах.
В частности, это может быть большее направление товаров через Румынию, Молдову, а также развитие железнодорожного сообщения.
Например, недавно АО "Укрзализныця" и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги, успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда - Каунас - Киев.
Об этой возможности говорили еще на выездном заседании экономического Комитета Сейма Литвы, который провели в киевском офисе УСПП еще летом прошлого года.
Этот проект реализовался во многом благодаря беспрецедентной поддержке литовских партнеров. Также недавно Анатолий Кинах провел рабочую встречу с послом Латвии в Украине господином Илгварсом Клявой, на которой обсудили возможности использования портов Латвии для нужд украинского экспорта.
"Нам нужны украинские товары, также мы готовы давать гарантии по транзитным грузам зерновых, которые идут в порты Латвии", -отметил экономический атташе Посольства А.Межулис.
Поскольку вопрос транспортной логистики является критически важным для украинской промышленности, прежде всего зависимые от железнодорожного транспорта агропромышленный комплекс, металлурги, стройматериалы и т.д., то при УСПП сформируется департамент железнодорожного транспорта с привлечением ведущих экспертов рынка. Меморандум об этом с транспортными компаниями "Зерновая транспортная компания", "ЛОПСТОР-ВАГОНЗАВОД", "КАРГОРЕМТРАНС", "РЕЙЛ ЛОДЖИСТИКС" и "МЕТАЛЛУРГИЧЕСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ" был подписан 10 ноября.
В целом же, формирование альтернативных маршрутов, комплексная политика координации всех этих процессов прежде всего правительством должны стать реалиями сегодняшнего дня. Потому что наш экспорт еще больше пострадает от неопределенности пропускных и провозных возможностей сухопутных путей.
За 10 месяцев этого года импорт в Украину вырос на 18,2%, экспорт упал на 19,1%. Отрицательное сальдо составляет $22,34 млрд, что в 3,1 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.