
Профильный парламентский комитет рекомендовал Раде принять за основу законопроект №3091 о государственном экологическом контроле.
Промышленное сообщество убеждено, что закон в предложенной редакции не может быть принят и требует повторной доработки.
Соответствующее письмо УСПП направил в адрес спикера парламента Дмитрия Разумкова.
В деловом союзе обращают внимание, что законопроект содержит ряд внутренних несоответствий и несогласованностей терминологического аппарата. В нем отсутствует четкое определение некоторых критериев и понятий. А это может привести к неоднозначной трактовке прав и обязанностей как субъекта хозяйствования, так и полномочий органов государственного экологического контроля.
Ни в действующем законодательстве Украины, ни в проект №3091 не приведены определения терминов и четких критериев «высшая степень экологического риска», «план патрулирования», «системные нарушения и/или значительное ухудшение состояния окружающей среды или отдельных его компонентов» и другие.
Предложенный порядок проведения внеплановых проверок («в выходные, нерабочие, праздничные дни и/или в ночное время», «без предупреждения субъекта хозяйствования») противоречит как основным принципам государственного надзора, так и непосредственно п. 3. ст. 5 самого законопроекта.
Определенные в документе полномочия инспектора по временной остановки проверки (на неопределенное время) являются необоснованными. Фактически это станет завуалированным увеличением установленного предельного срока проведения мероприятия государственного надзора только по решению проверяющего.
Указанные в ст. 19 законопроекта полномочия о временном запрете (ограничении) деятельности отдельных единиц оборудования, цехов и в целом субъектов хозяйствования только по предписанию органа государственного экологического контроля - без соответствующего решения суда - недопустимы. Это противоречит требованиям ст. 50 ЗУ «Об охране окружающей природной среды» и ст. 293 Гражданского кодекса Украины.
К тому же, остановка производственной деятельности крупных предприятий на хотя бы 3 рабочих дня может привести к убыткам в десятки, а то и сотни млн. грн.
В УСПП считают недостаточно обоснованными и размеры штрафов за нарушение природоохранного законодательства.
В частности, штрафы за промышленное загрязнение уже утверждены соответствующими правительственными постановлениями согласно методике начисления убытков. Последние рассчитываются и взимаются с субъектов хозяйствования органами Госэкоинспекции.
Также требует изъятия норма о ежегодном письменное уведомление предприятиями установленного рабочего времени, а в случае его изменения - в течение ближайших 12:00.
Все эти несогласованности могут увеличить административное давление на промышленность, убеждены в УСПП. Поэтому, призвали спикера и Раду учесть высказанную позицию и существенные замечания, и вернуть законопроект на повторную доработку.