Украинские промышленники и предприниматели имеют ряд предложений и замечаний к организованному БЭБ процесса досудебного расследования. Сейчас детективы Бюро имеют полномочия по внесению сведений в Единый реестр досудебного расследования об уголовном правонарушении, что создает потенциальные коррупционные риски.
Об этом говорится в письме УСПП на имя и.о. директора Бюро экономической безопасности Украины А. Пащука.
Одним из механизмов нивелирования таких рисков, отмечает деловой союз, является предоставление статуса публичной информации о состоянии досудебного расследования: она должна быть размещена на сайте БЭБ.
Эта информация должна содержать сведения о количестве полученных заявлений, сообщений физических/юридических лиц о совершении уголовных правонарушений, количество полученных материалов от других правоохранительных и контролирующих органов.
Согласно информации Комитета ВРУ по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, в течение января-сентября 2023 г. государственной налоговой службой выявлено и передано в БЭБ 561 аналитическое исследование, каждое из которых свидетельствует о совершении преступления организованными группами лиц. Преступления касаются преимущественно НДС за период 2021-2023 гг. Сумма выявленных легализованных доходов составляет 142,7 млрд. грн., а сумма убытков, причиненных государству - 39,2 млрд. грн.
По данным Генеральной прокуратуры Украины за этот период Бюро учтено уголовных правонарушений - 634; вручено подозрение 117 лицам. В суд направлено 98 дел, производство по части из которых закрыто.
В целом же уголовные правонарушения, по которым на конец отчетного периода решение не принято (об окончании или приостановлении) - 530.
Согласно Отчету о деятельности Бюро экономической безопасности Украины за январь-июнь 2023 года в БЭБ поступило 1258 заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях. Объявлено подозрение 235 лицам. Направлено в суд 137 уголовных производств.
Судом рассмотрено и вынесено 37 приговоров.
"Эти данные не дают возможность получить сопоставимую и полноценную информацию, на основании которой можно сделать выводы об эффективности работы БЭБ и исключить возможно имеющиеся коррупционные признаки в деятельности его сотрудников. Информация, представленная БЭБ в Отчете о деятельности за январь-сентябрь 2023 года, является обобщающей и аналитической, а не конкретной", - отметили в УСПП.
При этом в парламенте 10 января 2024 года за основу принят законопроект по совершенствованию онлайн коммуникации с налогоплательщиками и уточнения отдельных положений законодательства № 9662, которым предусматривается расширение полномочий контролирующих органов в части письменного уведомления соответствующих правоохранительных органов о признаках правонарушения.
Исходя из этого, при условии отсутствия прозрачной и сопоставимой статистики о деятельности БЭБУ, усиливаются риски для бизнеса, а также коррупционные риски для детективов и аналитиков, поскольку в случае принятия вышеупомянутых изменений прогнозируется существенное увеличение количества переданных аналитических исследований от ГНСУ в БЭБУ.
С целью нивелирования таких рисков общественность должна иметь возможность оценки общего состояния досудебного расследования уголовных преступлений в сфере экономики, а также возможность обращаться с запросами на публичную информацию.
Следует также отметить, что в обнародованном в СМИ Перечне приоритетных реформ, связанных с условиями предоставления помощи от США, содержатся требования о проведении реформирования БЭБУ.
Следовательно, Украинский союз промышленников и предпринимателей надеется на качественные кадровые изменения в Бюро и его работе, конечной целью которых должно быть усиление борьбы с коррупцией, при этом не создавая безосновательных препятствий для деятельности бизнеса.