УСПП: списание вагонов на УЗ должно быть согласовано с обновлением подвижного состава

Facebook Поделиться
УСПП: списание вагонов на УЗ должно быть согласовано с обновлением подвижного состава

Проект приказа Мининфраструктуры о списании более 50 000 вагонов Укрзализныци должен бы стать частью Государственной программы обновления подвижного состава до 2030 года. Под нее, в свою очередь, заложены средства в бюджете на 2022 и на последующие годы. Иначе «большое вагоностроения» рискует остаться на бумаге, а операционные возможности железной дороги по грузоперевозкам ухудшатся.

Это подчеркнули в УСПП.

Деловой союз подписан меморандум с Укрзализныцей, вместе партнеры подготовили Концепцию упомянутой госпрограммы. В дальнейшем ее проект уже обсуждался вместе с Мининфраструктуры, другими заинтересованными участниками рынка перевозок по железной дороге.

«В прошлом году падение вагоностроения в Украине превысило 71%. За неполный 2021 этот показатель уже минус 51%. Поэтому мы поддерживаем и лоббируем максимальную загрузку отечественных предприятий. Это же прописано в наших предложениях в государственную программу. Основной акцент - на локализации производства, а реализация мероприятий потребует 107 млрд грн государственно-частных инвестиций. Изношенность фондов УЗ составляет 90%, поэтому данные меры должны быть реализованы как можно быстрее. Речь идет как о транспортной безопасности, так и прямые потери ключевых экспортеров - АПК, ГМК и т.д. - от недостатка вагонов и локомотивов, низкую скорость или качество услуг», - подчеркнул президент УСПП Анатолий Кинах.

Напомним, Укрзализныця отмечает, что в ближайшие 7 лет готова закупить более 45 000 вагонов украинского производства на 100 млрд гривен.

Но пока это грандиозные планы, которые, безусловно нужно развивать. Существует же реальный дефицит подвижного состава и тяги в Укрзализныце уже сейчас. В частности, на это жалуются аграрии, которые перевозят 65% своей продукции на экспорт - зерновые и масличные - именно по железной дороге.

Поэтому списание грузового парка должно происходить постепенно - параллельно с поставками обновленного подвижного состава, убеждены в УСПП.

А для этого нужна четкая программа с источниками финансирования. В проект бюджета 2022, что рассматривается сейчас в первом чтении, средств на такие масштабные инвестиции пока не предусмотрено.

Также здесь обращают внимание на необходимость завершения анбандлингу УЗ - разделение на вертикали пассажирских и грузовых перевозок. Это позволит покончить с перекрестным субсидированием и выровнять тарифы.

Так, УЗ удалось за 9 месяцев этого года несколько сократить убыточность компании, по сравнению с тем же периодом 2020 Сейчас три квартала железная дорога завершила с минусом в 468 800 000 грн. Этому способствовали прибыли именно от грузовых перевозок, на которые неоднократно росли тарифы.

«Мы поддерживаем модернизацию УЗ, призываем только сделать это системно, рассчитать источники поступления средств на закупку вагонов, полувагонов и локомотивов. Мониторить выполнение такой программы, заложить необходимые ресурсы в бюджете», - подытожили в УСПП.