
УСПП последовательно обращался к правительству, чтобы обещанный заказ на поставку 100 пассажирских вагонов для Укрзализныци был выполнен быстрее. Иначе, отмечали эксперты делового союза, существует риск, что бюджетные средства в этом году могут быть не использованы.
Следовательно, от министра инфраструктуры Украины Александра Кубракова уже прозвучало заявление, что контракт с Крюковского вагоностроительного завода могут подписать уже в этом месяце.
УСПП приветствует решение ускорить процесс, но, вместе с тем, настаивает, чтобы данная процедура была максимально прозрачной и не привела к каким-то проблемам в будущем, когда производство данной сотни вагонов будет запущено.
Напомним, чтобы подписать такой контракт, УЗ должна отменить 2 тендера подряд по тем или иным причинам. Пока из-за того, что только КВСЗ отвечал всем требованиям, а другие участники нет, первый такой тендер не состоялся весной 2021 и был отсрочен до лета.
Кроме того, пока продолжаются несогласованности с 100 вагонами для УЗ, отечественный производитель, как и вся отрасль транспортного машиностроения Украины, находится в затруднительном положении. Так, КВСЗ в январе-мае сократил производство грузовых вагонов на 62%. В этом месяце предприятие планирует работать только 13 дней.
В вагоностроительной отрасли Украины за последние 9 лет состоялось рекордное сокращение количества рабочих мест в отрасли - в 2,5 раза. Падение объемов реализации грузовых вагонов за это время - около 90%. Катастрофически, в 53 раза, снизился экспорт. Если раньше работало 18 профильных предприятий, то сейчас осталось 5.
Поэтому УСПП настаивает на системных действиях Офиса президента и правительства в промышленной политике в целом, и в данном направлении в частности. Вместе с УЗ промышленники уже разработали предварительную концепцию госпрограммы обновления подвижного состава, которая предполагает большой процент локализации производства. Актуально ее принятия и нормативное утверждение, говорят в деловом союзе.
Здесь вместе с Крюковским заводом посчитали, что реализация 5-летней госпрограммы обновления подвижного состава Укрзализныци с локализацией дала бы ежегодный рост ВВП на 2,3%, с учетом эффекта мультипликации - на 8%. Поступления в бюджеты всех уровней - более 31 млрд грн в год. Кроме того, 30 тыс. рабочих мест в смежных отраслях и 15 тыс. в вагоностроении. Сама же УЗ на недавней конференции с УСПП объявила о более амбициозном плане - планирование такой программы на 10-летний период.
«Пока этот процесс идет слишком медленно. Заказ у отечественного производителя мы фактически «выбиваем» у государства сверхусилиями. Причем теряется время, предприятия несут убытки. Такого не должно быть, в промышленности спорадические подходы не действуют. УСПП выступает за усиление эффективности работы и ответственности Минстратегпрому, принятие наконец Стратегии развития промышленности и целого ряда других шагов, о которых мы постоянно напоминаем правительству и ВР», - отметил президент УСПП Анатолий Кинах.
Деловой союз, напомним, направил органам власти системные предложения - «Платформа экономического патриотизма: неотложные меры 2021». Также УСПП инициирует проведение профильной встречи с президентом В.Зеленским - результаты которой должны быть закреплены нормативно. В случае невыполнения - с ответственностью министров и других чиновников.
Определенный прогресс есть - министр инфраструктуры Украины Александр Кубраков, как уже упоминалось, провел совещание с КВСЗ. Отдельной его темой стал и тендер Харьковского метрополитена. Харьковский метрополитен отдал победу в тендере на поставку 8 поездов метро китайской компании - с критически малой разницей в цене с КВСЗ.
Сейчас процесс заключения контракта с Китаем приостановлено, сообщает Крюковский завод, министерство будет изучать этот вопрос.