
Украинский союз промышленников и предпринимателей, ряд других деловых организаций высказали ряд критических замечаний к законопроекту 5600, что готовится ко второму чтению.
В Верховной Раде предусмотрено принятие важного для бизнеса законопроекта, что устанавливать ряд налоговых изменений.
Речь идет о законопроекте 5600 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений».
Эксперты УСПП, Антикризисного совета общественных организаций, в который входят около 100 структурированных объединений бизнеса, проанализировали данный документ и определили целый перечень критических нюансов.
В первую очередь, законопроект нарушает принцип стабильности налогового законодательства, предусмотренный пп. 4.1.9 п. 4.1 ст. 4 НКУ. Изменения любых налогов и сборов не могут вноситься позднее, чем за 6 месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки.
Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться в течение бюджетного года.
Обеспокоенность вызывает и то, что важный налоговый нормативный акт планируется к принятию без технико-экономических обоснований, прогноза последствий и т.д. Правительство внесло его без предварительного обсуждения с общественностью, реальным сектором экономики, что является недопустимым. Проголосовав его перед каникулами, на скорую руку, парламент может принять нормы, которые усилят монополизацию рынка, увеличат дискриминацию малого бизнеса.
Основная цель законопроекта - увеличение бюджетных поступлений, но при этом указанная цель достигается не путем экономического развития, а путем усиления давления на бизнес, путем нарушения баланса между бизнесом и властью.
Так, им предусмотрено значительное увеличение ставок акцизного налога (пиво, введение максимальной розничной цены табачных изделий), экологического налога, рентных платежей и тому подобное. Это негативно повлияет на деловой и инвестиционный климат.
Ряд норм, предлагаемых проектом, дискриминирует налогоплательщиков:
1. Взыскание средств за счет наличности, принадлежащей налогоплательщику, имеющего налоговый долг, и/или средств со счетов такого плательщика в банках осуществляется по решению руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа без обращения в суд (действующие нормы предусматривали такое право только для суммы долга более 5 млн. грн. и неуплаты его в течение 90 календарных дней).
2. Установление временного ограничения в праве выезда руководителя должника - юридического лица за пределы Украины при наличии налогового долга, который превышает 1 млн. гривен, в течение 30 календарных дней - до полного погашения такого долга в случае уклонения должника от выполнения обязательств по погашению налогового долга (задолженности). Указанное ограничение будет устанавливаться по решению суда, однако эта норма перекладывает ответственность юридического лица на физическое лицо - руководителя, который законодательно не может отвечать по обязательствам юридического лица.
3. Расширение оснований для направления запросов налогоплательщикам по результатам анализа налоговой информации.
4. Расширение понятия землепользователей за счет лиц, пользующихся земельными участками без оформления правоустанавливающих документов.
5. Введение механизма минимального налогового обязательства (МНО) для целей налогообложения юридических и физических лиц - установление минимальной величины налогов и сборов, связанных с производством и реализацией собственной сельскохозяйственной продукции и/или собственностью и/или пользование (аренду, субаренду, эмфитевзис, постоянным пользованием) земельными участками, отнесенными к сельскохозяйственным угодьям, рассчитанная в соответствии с Кодексом. Указанные расчеты ориентируются не на фактически получен, а на условно вероятный доход, не учитывает экономической ситуации в ходе ведения сельскохозяйственного производства. Указанные нормы будут иметь обременительный характер, в первую очередь, для физических лиц, малых фермерских хозяйств и для представителей малого бизнеса, занимающихся собственным сельскохозяйственным производством. Они ориентированы не столько на увеличение доходной части бюджета и дополнительные поступления налогов, сколько на перераспределение рынка и его монополизации.
6. Сокращение сроков регистрации налоговых накладных по НДС с 365 дней до 180 дней.
7. Ограничение права налогоплательщиков на включение сумм НДС в налоговый кредит только 180 днями с даты их составления.
8. Увеличение размера штрафа в случае нарушения налогоплательщиком срока уплаты в бюджет суммы акцизного налога, до 20 процентов от суммы такого акцизного налога (при отсутствии вины налогоплательщика).
9. Ограничения применения разницы для целей налогообложения налогом на прибыль для государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более 50 процентов акций (долей) принадлежит государству, при уменьшении резерва сомнительных долгов (кредитных убытков), если учетная политика в части определения методов вычисления его величины и способа определения коэффициента сомнительности не согласована с собственником (собственниками) или уполномоченным им органом (должностным лицом) в соответствии с законодательством. Указанная норма противоречит Закону Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине».
Наиболее резонансным является предложение ограничить право крупных плательщиков на перенос отрицательного значения объекта налогообложения по налогу на прибыль прошлых налоговых периодов в размере 50% общей их суммы.
В законопроекте речь идет об уменьшении размера земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства с 2 га до 0,5 га, что приведет к отмене льготы и дополнительного обложения НДФЛ и военным сбором физических лиц, получающих доход от продажи собственной сельскохозяйственной продукции.
Введение ставки НДФЛ 18% для продажи третьего в течение года объекта недвижимости является чрезвычайно высоким налогообложением.
Также в сфере НДС, ставкам рентной платы ключевыми негативными нормами законопроекта являются:
1. Отмена льготы по НДС для поставки жилья, кроме доступного жилья и жилья, строящегося с привлечением государственных средств.
2. Введение налогообложения НДС банковских драгоценных металлов (на фоне освобождения от налогообложения НДС операций по поставке инвестиционного золота и осуществления соответствующих посреднических сделок с ним). Указанная норма приведет к переориентации рынка производителей изделий из драгоценных металлов на импорт сырья или закупку драгоценных металлов у населения. Инвестиционное золото является более низкопробным по сравнению с банковскими драгоценными металлами. В целом новация приведет к уходу части рынка в тень, к росту объемов импорта соответствующего сырья, к вытеснению с рынка представителей малого бизнеса.
3. Введение дополнительного ограничения на право бюджетного возмещения НДС для производителей товаров в случае превышения суммы расходов, понесенных на переработку (обработку, другие виды преобразования) сырья, комплектующих, составных частей, других покупных товаров, используемых в изготовлении таких товаров, 8 процентов продажной цены таких изготовленных товаров.
4. Законодательное закрепление права контролирующих органов на проведение документальной внеплановой проверки с целью подтверждения бюджетного возмещения НДС.
5. Ограничение права на применение упрощенной системы налогообложения для субъектов хозяйствования, деятельность которых в соответствии с КВЭД-2010 относится к классам 01.47 (разведение домашней птицы), 01.49 (в части разведения и выращивания перепелов и страусов) и 10.12 (производство мяса домашней птицы).
6. Изменения в Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» предусматривают усиление обязанности субъектов хозяйствования по учету товаров - на дату возникновения обязанности по ведению учета товаров необходимо будет провести инвентаризацию (подсчет ) объемов остатков товаров на начало дня возникновения такого долга с указанием адресов объектов, на которых хранятся соответствующие объемы товаров.
Результаты инвентаризации (подсчета) объемов остатков товаров оформляются соответствующими первичными документами предприятия.
7. Изменение подхода к определению рентной платы за пользование недрами: введение дифференцированных ставок, в зависимости от размера фактической цены реализации определенной, как средняя стоимость железной руды по индексу IODEX 62% FE CFR China, по информации, официально указана мировым информационным агентством Platts, и опубликованной на официальном вебсайте Минэкономики. Указанное нововведение усложнит администрирование, планирование налоговых поступлений, может привести к уменьшению бюджетных поступлений.
Таким образом, законопроект предлагает перечеркнуть часть предыдущих изменений в налоговое законодательство, которые были направлены на улучшение бизнес-климата, усиления диалога между властью и бизнесом.
Государственной налоговой службе Украины планируют предоставить неадекватно широкие и дискреционные полномочия до проведения ее комплексной реформы.
Об этом же говорится и в антикоррупционной экспертизе документа со стороны НАПК.
УСПП, Антикризисный совет общественных организаций обращаются к Президенту Украины В.Зеленскому, Председателю Верховной Рады Украины Д.Разумкову, Премьер-министру Д.Шмигалю с призывом кардинальной доработки законопроекта 5600 с участием специалистов - представителей объединений, организаций бизнеса и работодателей.