УСПП требует от правительства наконец обнародовать стратегию украинского корвета «Владимир Великий»

Facebook Поделиться
УСПП требует от правительства наконец обнародовать стратегию украинского корвета «Владимир Великий»

В настоящее время корпус корвета проекта 58250 (готовность корпуса - 80%, а корабля в целом - 32%) уже много лет находится на территории Черноморского судостроительного завода. Несмотря на решение Президента В.Зеленского и предыдущие заявления Минобороны о достройке корвета, в 2020 году Украина изменила планы и начала сотрудничество с Турцией по закупке их кораблей ADA (с еще нечетко очерченным процентом локализации).

Эксперты УСПП считают, что «Владимир Великий» реально достроить, хотя из-за потери времени с 2011 года (старт проекта) это выйдет дороже, чем планировалось, а сами технологии продолжают морально устаревать. Данный корабль - первый из серии 10-12 единиц. Стоимость «главного» корвета оценивалась на уровне € 250 млн. Стоимость серийных корветов ожидалась € 200 млн. Все «большое строительство» обеспечило бы работой 10 тыс. специалистов по судостроению и смежных областей и дало бы шанс сохранить развитие украинского кораблестроения.

«Сейчас существуют планы Минобороны по «перепрофилированию» корвета на фрегат, однако это также заявления, которых вокруг многострадального корабля за эти 10 лет было много. Наша позиция - программу украинского кораблестроения для нужд Военно-морских сил Украины нужно продолжить. Правительству следует вместе с депутатами и промышленниками четко определить свою общую позицию и обнародовать стратегию действий. Как насчет судьбы «Владимира Великого», в который уже вложены миллионы гривен и который из-за недальновидности ряда правительств ржавеет на заводе, так и по кораблестроению в Украине в целом», - подчеркнул президент УСПП Анатолий Кинах.

Лидер делового сообщества не считает эффективной политику массового импорта, которую сейчас широко проводит власть. Закупка вертолетов во Франции, катеров в США и Великобритании и т.д. - при этом в Украине есть мощности и заводы, которые могли бы поставлять ВСУ аналогичную продукцию с высоким процентом локализации.

Также вызывает вопрос инновационности тех судов и другой техники, на которую так щедро готова потратиться Украины. В частности, в публичном пространстве есть информация о планах ВМС США в ближайшие годы списать все патрульные катера Mark VI. Среди главных причин - дорогостоящее обслуживание и определенная устарелость. Напомним, именно их планирует закупить Украины.

«2020 стал периодом безумных закупок - заключены контракты и меморандумы по 5 корветов, 47 ракетных и патрульных катеров (вместе) и др. Сумма по этим контрактам - несколько миллиардов долларов. При этом никакой собственной программы судостроения, бесконечные показательные визиты на Черноморский судостроительный и до сих пор не определена судьба перспективного украинского корвета. При этом, никто не калькулирует, сколько Украине будет стоить введения в действие и эксплуатация всех этих катеров и др. По предварительным сообщениям в СМИ, на первый турецкий корвет Украина выделит 136 млн. долларов - без детализации конечной стоимости, а также стоимости всех последующих. При этом электроника и большинство систем вооружения на турецких ADA - американского и европейского (НАТО) происхождения. Учитывая периодическое напряжение в отношениях Анкара-Вашингтон, предусмотрены здесь возможные риски?», - отмечает президент УСПП.

Тем более, что ADA эффективные при наличии разветвленной системы комплексов противовоздушной обороны. Это у турок, но есть ли в Украине?

«Поэтому главный вопрос: какая стратегия Украины в военно-морской сфере, подходят ли закупки импортных судов под эту стратегию, или это рандомные решения? Где основательный анализ и экономические расчеты? На этом предлагаем сосредоточиться уже сейчас, и принять наконец решение по достройке украинского корвета и проведения расчетов программы продолжение проекта 58250 уже в современных реалиях», - подытожил президент УСПП.

Также в УСПП призывают принять Стратегию кораблестроения в Украине, о создании боеспособного флота - нужна четкая морская военная доктрина и развитие инфраструктуры. Это и кадры, сервисное обслуживание, координация и многое другое. Иначе дорогостоящие катера и корветы будут морально стареть на причалах.