
Украина во многих секторах оборонно-промышленного комплекса становится все больше (а иногда и полностью) импортозависимой. Это составляет угрозу национальной безопасности.
Так, с начала года на Кременчугском автомобильном заводе (ЗАО «АвтоКрАЗ») начата процедура банкротства, а его имущество сейчас выставлено на продажу. Поэтому страна теряет единственного украинского производителя военных шасси высокой проходимости и планирует закупать данную продукцию в чешской компании Tatra Trucks.
Подобная отсутствие заинтересованности государства в развитии собственно украинской промышленности проявляется далеко не впервые, что является одной из причин низкого экономического роста и зависимости от внешних долгов. Имея специализированные заводы – Крюковский вагоностроительный, «Мотор Сич» – электропоезда и вертолеты поставляются из Южной Кореи и Франции соответственно, бронекатера из Великобритании, патрульные катера с США и др. Не достроен украинский корвет (он готов на треть и мог бы дать десятки тысяч рабочих мест) в публичном пространстве уже обсуждают возможность закупки турецких аналогов.
Все это указывает на отсутствие стратегического планирования правительством дальнейшего развития экономики, современной промышленной политики и поддержке национального производителя. А в случае с КРАЗом, как и другими предприятиями – поставщиками продукции для Вооруженных сил Украины – и вовсе создает риски для национальной безопасности. Такое мнение высказывают в УСПП.
«Вместо стратегии промышленного развития, государственных программ обновления и модернизации ключевых сфер и предприятий мы снова идем легким путем. Но надо помнить, что финансируя сейчас зарубежные предприятия и бюджеты, создавая рабочие места в других странах, мы теряем их в Украине. Что планируется на 2021г.? 60% доходов бюджета хотят получить от заимствований, это путь в никуда. Если не инвестировать в производство в Украине, поддержку высокотехнологичных сфер, не создавать производственные кластеры в регионах – экономический кризис будет только углубляться», – указывает президент УСПП Анатолий Кинах.
Он напомнил: за 10 месяцев этого года промышленность показала падение на 7%, машиностроения на 15%, легпром потерял 20 тыс. рабочих мест. В УСПП рассказали: Кременчугский автомобильный завод имеет большое количество заказов от украинской армии, поэтому целесообразно было бы рассмотреть возможность переформатирования предприятия, оптимизацию производственных площадок и т.п. Кроме того, во многом завод пострадал именно из-за отсутствия приоритетов для отечественного производителя в госзакупках. Так, в 2019 году Национальная гвардия Украины закупила партию грузовых автомобилей МАЗ белорусского производства, потому что продукция КрАЗ стоила на 10 тыс. грн дороже. Во сколько обойдется дальнейшая импортозависимость и потеря работы работниками завода – это не подсчитывалось.
«В Украине не запускаются крупные заводы – они могут только ликвидироваться со ссылкой на низкую доходность, устарелость оборудования, недостаток оборотных средств. Власти необходимо задуматься – и оптимизировать то, что есть. Создать условия для доступа к финансовым ресурсам по приемлемым ставкам, налоговые, таможенные стимулы, помочь решить вопрос с арендой. Доведение КрАЗа до банкротства – это личная подпись профильных чиновников под собственной несостоятельностью вести экономическую политику и принимать решения, направленные на национальное развитие», – подчеркнул президент УСПП.
В УСПП обращаются к Офиса президента и правительству: КрАЗ – единственный в Украине производитель грузовой техники, который может в полной мере обеспечить импортозамещение в стране современной, эффективной и надежной техникой, предназначенной для различных секторов экономики. Такие предприятия нуждаются в инвестициях и поддержки, в том числе – предоставлении приоритетов в госзаказах через инструмент уровня локализации производства. Такая практика существует во всем мире.
Предложения УСПП и Антикризисного совета общественных организаций, объединяющая около сотни деловых ассоциаций страны, направлены в правительство и парламент. Речь идет о комплексных документах «Приоритетные мероприятия 2020: промышленный пакет», а также других конкретных обоснованиях. Также деловой союз 3 декабря проведет заседание на тему промышленной политики Украины в период кризиса, вызванного Covid-19, на которое приглашает представителей власти. Здесь хотят выйти на системный диалог как в части формирования комплексной индустриальной политики, так и антикризисных мер в конкретных отраслях и предприятиях.