
Верховная Рада на внеочередном заседании перед каникулами проголосовала во втором чтении законопроект # 3822 о трансформации Укроборонпрома. Документ вызвал немало дискуссий в экспертном кругу, в том числе получил отрицательное заключение Главного юридического управления Аппарата Верховной Рады.
К проекту УСПП, другие профессиональные организации, сами народные избранники подали в общей сложности более тысячи поправок. Большинство из которых, к сожалению, не были учтены. Несмотря на то, что проголосованы нормы содержат все риски скрытой приватизации предприятий украинской оборонки, потери контроля государства/правительства над процессами в этой области.
Поэтому возникнут неизбежные трудности с имплемантацией закона, прогнозируют промышленники и предприниматели. На данном этапе необходимо тесное сотрудничество правительства, Минстратегпрома, Укроборонпрома, структурированных бизнес-объединений и специалистов.
Первое, что нужно сейчас решить - провести корреляцию закона с Стратегией развития ОПК, которую СНБОУ утвердил всего несколько недель назад - уже после разработки и голосования в первом чтении №3822.
Стратегия должна быть первоочередным документом, на основе которого будут разрабатываются и внедряются нормативные акты, а не наоборот.
Также трансформация Укроборонпрома запущена без нормативно утвержденного аудита области, технико-экономических обоснований последствий таких действий. Эти данные должны быть обнародованы и обсуждены с экспертами отрасли, представителями предприятий оборонной сферы, на которых непосредственно повлияют новации.
Так, закон в данной его редакции предоставит коммерческой структуре, не является органом государственной власти, почти неограниченные права по управлению и распоряжению имуществом и имущественными правами предприятий ОПК.
Не меньше вопросов вызывает и процесс перераспределения имущества предприятий отрасли.
Он может осуществляться исключительно на основании экономических обоснований и с согласия соответствующих предприятий, а не по упрощенной бюрократической процедуре. На этом продолжает настаивать УСПП.
В противном случае это может привести к негативным финансово-экономическим последствиям, нарушение технологически-производственных процессов, создание атмосферы закрытости и непрозрачности принятия управленческих решений.
"Поэтому на этапе имплементации закона эти и другие критические моменты должны быть решены. Модернизация ОПК, повышения эффективности производства в этой сфере - чувствительный процесс, значение которого трудно переоценить. Особенно для страны, которая противостоит внешней агрессии, имеет оккупированные территории", - подчеркнул президент УСПП Анатолий Кинах.
Эти и другие предложения промышленники и предприниматели неоднократно обсуждали с самым Укроборонпромом. Стороны подписали соответствующий меморандум о сотрудничестве, создали рабочую группу и согласовали план действий на 2021.
Данные меры имеют цель способствовать продолжению прозрачной реформы украинской оборонки.
"В рамках выполнения плана совместных действий мы инициируем экспертные обсуждения механизма имплементации закона, обнародованию аудита области и ключевых предприятий, принятие системных решений, что будет способствовать необходимому обеспечению обороноспособности, экономической безопасности государства", - подытожил Анатолий Кинах.