УСПП: закон о деолигархизации неэффективен без настоящих экономических реформ

Facebook Поделиться
УСПП: закон о деолигархизации неэффективен без настоящих экономических реформ

Теперь решать, кто в Украине является олигархом, будет СНБО. Парламент таки одобрил закон о деолигархизации №5599.

Соответствующее голосование состоялось в Раде 23 сентября.

В УСПП скептически относятся к попытке решить проблему олигархизации украинской экономики исключительно одним законом. В деловом союзе убеждены, что государство должно действовать в этой области более системно. Необходимо бороться с коррупцией на таможне и в налоговой, обеспечить бизнесу равные возможности и правила игры, а также лучше защищать права собственников и инвесторов.

В 2020 отток чистых прямых иностранных инвестиций из Украины составил $ 868,2 млн и был крупнейшим за 20 лет.

Деолигархизация должна рассматриваться в более широком контексте детенизации экономики в целом. Сейчас по официальным данным, в «тени» работает более 30% рынка.

 «Но теневой сектор нашей экономики — это не только коррупционеры. К сожалению, созданы такие условия, что бизнесу часто невыгодно работать по закону. Потому что это очень быстро приведет его к банкротству. Именно чтобы выжить, многие предприниматели, особенно малые и средние, работают в серых схемах. Поэтому УСПП, Антикризисный совет разработали и направили предложения правительству и парламенту принять ряд мер в фискальной сфере. Дать стимулы для бизнеса, не возвращаться к криминализаци налоговых нарушений, подготовить Программу совместных действий правительства и НБУ по обеспечению производителей доступом к кредитным ресурсам по антикризисным ставкам от 0 до 5% и т.д.», - отметил президент УСПП Анатолий Кинах.

Критически важно не принимать «ресурсный» законопроект 5600 в том виде, какой он сейчас имеет. Необходима основательная доработка с участием бизнес-организаций, работодателей и экспертов. Целый ряд норм - повышение акцизов, сокращение сроков регистрации налоговых накладных и десятки других - отрицательно отразятся на бизнес и инвестиционном климате.

СНБО не отвечает за «охоту на олигархов», в Совета свои, более глобальные функции по защите национальной безопасности и всех ее составляющих - территориальной, экономической, информационной и тому подобное.

Вопросами монополий должен заниматься Антимонопольный комитет, коррупции - система антикоррупционных органов, а сами дела против олигархов-нарушителей законодательства - рассматриваться через суд.

«Имплементация закона будет непростой, ведь немало вопросов остается без ответа. К примеру, какие правовые основания будут для мониторинга деловой и общественно-политической активности граждан с последующим внесением их в какой-то реестр? На эти вещи нужно решение суда. СНБОУ само по себе не может создавать некий список, и в ручном режиме вносить в него фамилии», - отметил Анатолий Кинах, секретарь СНБОУ в 2005-2006 гг.

Поэтому, деловое сообщество не ожидает каких-то глобальных дивидендов для экономического развития страны в результате принятия упомянутого закона.

Сейчас нужно сосредоточиться, как уже было отмечено, на прозрачной поддержке малого и среднего бизнеса (а не давить на него законопроектом 5600), принять наконец законопроект о локализации №3739, Стратегию промышленного развития, позаботиться о кредитовании производителей и рынка труда.

Предложения УСПП, Антикризисного совета общественных организаций, работодателей переданы Офису президента, правительству и парламенту.