
В Украинском союзе промышленников и предпринимателей проанализировали законопроект №3822, которым планируется обеспечить трансформацию и ликвидацию «Укроборонпрома» и создание нового оборонного холдинга, и выделили немало рисков. Главным же является угроза потери контроля государства над оборонной промышленностью.
Соответствующие обоснования УСПП, Антикризисного совета общественных организаций были направлены в адрес Верховной Рады, собственно «Укроборонпрома» и Минстратегпрому.
Напомним, законопроект уже прошел первое чтение в Верховной Раде.
УСПП обеспокоен тем фактом, что законопроект предусматривает создание де-факто холдинговой компании, на которую будут распространяться нормы Закона Украины «О холдинговых компаниях в Украине». То есть в государстве будет одно законодательство для всех холдинговых компаний и другое - именно для ГК «Укроборонпром» и его правопреемника.
Такая холдинговая компания станет владельцем всех акций корпоратизированных предприятий в ОПК, не будучи органом государственной власти, будет иметь полномочия, присущие ему, при этом управляться исключительно наблюдательным советом, компетенция которого и порядок назначения членов будут определены не законом, а только уставом.
Следовательно, государство в лице правительства превратится в стороннего наблюдателя как процесса реформирования ОПК, так и дальнейшего управления им, не имея никакого влияния на действия ГК «Укроборонпрома» и его правопреемника.
Не меньше вопросов вызывает и процесс перераспределения имущества предприятий отрасли.
«Кроме коллизии с управлением структурой, внедрения законопроекта позволит одной коммерческой структуре, которая не будет является органом государственной власти, иметь почти неограниченные права по управлению и распоряжению имуществом и имущественными правами предприятий ОПК», - говорится в документе.
Отметим, что по прогнозам трансформация несколько государственных оборонных предприятий займет 6-12 месяцев.
Деловой союз отмечает: перераспределение имущества между предприятиями ОПК путем его изъятия и безвозмездной передачи по упрощенной процедуре должно осуществляться на основании экономических обоснований и с согласия соответствующих предприятий. В противном случае это может привести к негативным финансово-экономическим последствиям у таких предприятий, нарушения технологически-производственных процессов, создание атмосферы закрытости и непрозрачности принятия управленческих решений.
Также, образования акционерных обществ в результате корпоратизации госпредприятий может привести к формированию уставных капиталов без правоустанавливающих документов на основании только передаточного акта. Следовательно, затем начнутся многочисленные судебные процессы, а формирование уставных капиталов на основании остаточной стоимости имущества приведет к существенному занижению реальной стоимости активов.
Соответствующий раздел законопроекта (VI) не содержит предохранителей по недопущению разрушения предприятий ОПК в процессе преобразования (запрета перепрофилирования, отделение структурных подразделений и имущества). Все действия по реформированию будут выполняться без согласия Фонда государственного имущества Украины, Антимонопольного комитета Украины, что противоречит Закону Украины «О защите экономической конкуренции».
«Все это может негативно отразится и на инвестиционной привлекательности украинского ОПК и напугает потенциальных партнеров. Поскольку, заключая сделки с одним предприятием, они не будут знать, с кем им придется работать в будущем», - подчеркивается в письме УСПП.
Поэтому, УСПП призвал парламент и правительство более ответственно подойти к процессу реформирования украинского ОПК и учесть предложения, наработанные экспертами, деловым сообществом и промышленниками (в приложении) при подготовке законопроекта ко II чтению.
«Угрозы потери контроля над ОПК и разрушения технологических предприятий, перспектива возможных непрозрачных решений и коррупции в отрасли без наличия рычагов влияния на нее - слишком значительны, чтобы их не замечать», - подытожили в УСПП.