
Президент подписал законопроект № 5309 (№1530- ІХ), которым выводится из-под действия ProZorrо закупка работ и всех услуг для строительства Киевской объездной дороги. Начальная стоимость проекта составила 85 млрд грн. Также без тендеров, по переговорной процедуре планируют модернизацию шести аэропортов (Ровно, Винница, Днепр, Одесса, Херсон и Мукачево), развитие европути Киев - Львов - Скнилов, обновления очередного корпуса Охматдета.
В УСПП отмечают, что обход такой площадки как ProZorrо возможен только в случае катаклизмов и непредсказуемых вызовов национальной/энергетической и др. безопасности, на которые нужно немедленно реагировать.
«Нет возражений, что Украине нужна модернизация инфраструктуры. Состояние дорог и железнодорожных путей неутешительное, необходимо развивать также внутренние авиаперевозки и тому подобное. Впрочем, это должна быть целостная отдельная стратегия и ее системная реализация, корреляция с госбюджетом и другими финансовыми планами. Прецеденты взять средства там, обойти тендеры здесь - вызовет у общества и экспертных кругов больше вопросов, чем ответов. Таким образом нивелируется вся ценность системы электронных закупок в целом», - подчеркнул президент УСПП Анатолий Кинах.
При этом лидер делового сообщества отметил, что в случае с локализацией производства никаких преференций правительство и парламент, в отличие от стран ЕС и США, не делает. Уже два года нет хода законопроекту о локализации, соответствующем постановлении КМУ и тому подобное.
Ранее о коррупционных рисках законопроекта 5309 в своем заключении экспертизы также отмечало НАПК.
Здесь указали, что принятые нормы обязывают бизнес во время обжалования закупок в АМКУ предоставлять доказательства нарушений их прав и интересов. Что не всегда реально сделать.
Следовательно, существует риск, что сектор публичных закупок не добавит в своей прозрачности, станет менее привлекательным для частного капитала.
«В юридическом смысле «Киевская окружная дорога» - не является четко определенным объектом инфраструктуры. Также понятно, что за два месяца - до 24 августа - модернизацию 6 аэропортов невозможно организовать. Нужны прозрачные конкурсы и главное - приоритет украинским производителям и подрядчикам», - подытожили в УСПП.
Мининфраструктуры ранее прокомментировали законопроект №5309 так: пойти таким путем решили именно после многочисленных запросов со стороны международных компаний. А, следовательно, больше 100 млрд. гривен пойдут даже не отечественным компаниям.